вторник, 29 сентября 2015 г.

Пруст-опрос. Гаяне о видеоблоггинге и современном преподавании

Может быть вы слышали о знаменитой анкете Марселя Пруста? Я решила открыть новую рубрику и просить замечательных людей отвечать на её вопросы.

Сегодня это сделает очаровательная Гаяне - автор, режиссер и исполнитель видеоуроков французского "Français pour toi". А еще она моя экс-коллега по кафедре и хорошая подруга. Парочку моих вопросов перед анкетой. 


Привет! Во-первых хочу поздравить тебя с круглой датой: сегодня исполняется ровно два года с момента публикации первого видео на канале для изучающих французский “Français pour toi”. Больше десяти тысячи подписчиков и количество просмотров, неумолимо приближающееся к миллиону - это то, чем можно и нужно гордиться. Я считаю твои уроки первым в рунете серьезным и качественным видеоблогом на YouTube по французскому языку. Как это - быть первопроходцем?

Спасибо за поздравления. На самом деле, еще 2 года назад, загрузив свое первое видео, я не могла и мечтать об аудитории в 10 000 зрителей, а сейчас мне эта цифра не кажется такой уж большой.

Не скажу, что я первопроходец в сфере развития Youtube-канала по изучению французского, но мой канал на данный момент является одним из ТОП-овых в этой сфере, ибо видеоканалов по изучению французского для русскоговорящей аудитории на данный момент крайне мало. Тому есть ряд причин, основная из которых - огромные затраты энергии и времени, которые уходят на создание каждого видеоурока. И это неоплачиваемый труд (по крайней мере первое время так точно). Мало кто на такое решится:).



Самый банальный вопрос в мире, но всё-таки расскажи: как начались ваши отношения с французским языком?

Французский я впервые начала изучать в киевском вузе, поступив на факультет лингвистики. Так что под руководством преподавателей, я учила его ровно 4 года. Этого было более чем достаточно, чтоб получить хорошую языковую базу и понять основной лингвистический «лайфхак»: нет ничего важнее самообразования и мотивации при обучении.

Никогда не было желания убежать от преподавания в переводчики-фрилансеры, в офис или еще куда-нибудь?

Нет, честно говоря, в офис убежать мне уж точно никогда не хотелось:). Мне очень нравится работать на себя, имея возможность самой регулировать свой рабочий график. В образе письменного переводчика я себя тоже на данный момент не вижу, так как я не люблю медитировать возле компьютера в поисках подходящих языковых эквивалентов. Так что на данный момент я как раз занимаюсь тем, что мне по душе: саморазвитием и преподаванием.

Ты согласна с утверждением “не бывает плохих учеников, а бывают плохие учителя”?

Я бы сказала скорее так: «не бывает плохих мотивированных учеников, выполняющих задания, поставленные учителем, а бывают плохие учителя”.

Я убеждена, что иностранный язык может выучить каждый, просто кому-то он даются очень легко, а кому-то намного сложнее. Дело преподавателя – максимально облегчить процесс обучения для ученика, предоставляя от урока в урок определенным объем информации в доходчивой форме. Дело ученика – максимально выкладываться, не лениться, самостоятельно отрабатывать пройденный материал и заниматься систематически.

Как ты думаешь, кому тяжелее: ученику или преподавателю?

Это зависит от ученика и от преподавателя.

Есть несколько формул, которые я вывела со временем:
1) если ученик прилежный, а преподаватель безответственный и не готовится к урокам (да! Ответственный преподаватель всегда готовится к каждому из своих уроков), то ученику, безусловно, тяжелее.
2) если ситуация обратная: ученик не выкладывается, в отличии от преподавателя, то тут, конечно, тяжелее учителю.

А если они оба работают в одной «стихии», то оба будут довольны:).

Недавно подруга сказала мне, что никогда в жизни не занималась бы языком по скайпу, потому что она “за настоящий, а не виртуальный мир”. А ты что думаешь о занятиях по скайпу?

У нас с твоей подругой диаметрально противоположные взгляды. Я думаю, что уроки по скайпу – отличная современная альтернатива «живому» обучению. Более того, скайп (или другая любая программа подобного рода), расширяет наши возможности при изучении иностранного языка: через компьютер мы можем продуктивно работать с видео и аудио, вместо доски с мелом использовать удобный google docs, и что самое важно – проводить уроки у себя дома, в удобное время, в пижаме и с чашкой кофе:). Более того, на сегодняшний день в Интернете есть множество интернет ресурсов с огромным количеством упражнений онлайн, текстов и других интерактивных развлекательных продуктов, позволяющих изучать язык в игровой форме, благодаря чему информация запоминается легче.

Виртуальное общение, конечно, несравнимо с живым, когда речь идет об общении между близкими людьми, ведь тогда в ход вступают эмоции, которые экран передать, увы, не может. А вот для индивидуального обучения скайп, как и его аналоги, подходят просто отлично. Так что я выступаю за новые технологии!:)



Нарисуй портрет своего идеального ученика.

Идеальный ученик имеет четкую цель и понимает, что работа преподавателя заключается в том, чтобы проложить тропу, дать фонарик в руки и указать четкий путь для достижения поставленной цели. А работа ученика – дойти до нее, руководствуясь подсказками учителя. Для этого нужно быть трудолюбивым и усердным; идти вперед и не видеть препятствий.

А портрет идеального преподавателя - тот, к которому ты стремишься?

Я бы сказала, что идеальный учитель должен быть пунктуальным, ответственным, в меру веселым, прислушиваться к пожеланиям ученика; он должен хорошо знать свой предмет, всегда находиться в поиске новинок и актуальной информации, не занудствовать и не рассказывать на уроке о своих домашних животных или о подорожании продуктов…:)

Теперь немножко о твоих уроках. Мне нравится их чёткость, структура и конечно же, твоё внимание к мелочам.

Я очень люблю четкость и структуру. Поэтому, собственно, у меня и созрела идея создания пронумерованных видеоуроков, где одна тема плавно перетекала б в другую, и где каждое грамматическое правило или лексическая тема были б четко раскрыты и прописаны в конкретных схемах. Моим ориентиром была мысль: «Я б хотела, чтоб кто-то так же ясно объяснил мне и «разжевал» структуру испанского языка» (я просто очень люблю испанский, но ленюсь взяться за него серьезно). Этим и руководствовалась.

Уроки развлекательного характера после таких разборов полётов грамматики кажутся “отдушиной”. Скажи, как сделать так, чтобы язык не надоедал?

Чтоб язык не надоел, нужно учить не только нудные правила, а и искать интересную для вас информацию на иностранном языке, который вы изучаете. Вы любите сериалы? Интересуетесь историей? Являетесь любителем творчества Stromae? Или, может, вы увлекаетесь каким-то видом спорта? Ищите информацию о ваших увлечениях на иностранном языке. Смотрите знакомые и интересные вам фильмы, сериалы, передачи; ищите тексты песен любимых исполнителей; читайте статьи на актуальные для вас темы на иностранном языке. Изучение иностранного языка должно приносить не только пользу, но и удовольствие. А с появлением Интернета у нас все карты на руках.

Технически было сложно разобраться со всем этим? Как это вообще - готовить видео? Сколько времени уходит на подготовку одного видео?

Технически было сложно, особенно в начале пути, так как я с компьютером всегда была и остаюсь на «Вы». Любая новая программа или новый интерфейс старой программы вгоняют меня в ужас и ступор. Поэтому, собственно, я и монтирую свои видео в достаточно простенькой программе, которую за это время изучила от А до Я. Разработка, запись и монтаж каждого урока занимает суммарно, наверно, что-то около 5 часов. Хотя, это зависит и от содержания урока. К примеру, подготовка уроков, в которых задействованы фрагменты из фильмов и сериалов, занимает, конечно намного больше времени. Некоторые из них я разрабатывала месяцами, по чуть-чуть… Так что тут многое зависит от содержания видео.

Сейчас в интернете все стараются создать и продвигать, а потом и продавать свой инфопродукт. Качество некоторых таких курсов, методик и уроков оставляет желать лучшего. Парадокс в том, что твои качественные уроки бесплатны. Нескромный вопрос: тебе никогда не приходила в голову мысль сделать твои уроки платными?

Я даю платные частные уроки через скайп. А мой Youtube-канал – это мое личное портфолио, которое я решила оставить бесплатным. Что-то же в этом мире должно же быть бесплатным?:) А если серьёзно, я получала много писем от незнакомых мне людей со словами благодарности за мой труд. Для меня это ценнее денег. Я верю в то, что в наше время любой может получить знания бесплатно. Для этого нужно просто иметь желание. И мои бесплатные видеоуроки тому пример.

Однако, не буду лукавить. Конечно, я думаю над тем, как бы создать свой платный продукт. Не могу сказать, что есть какие-то конкретные идеи, но как только я «дозрею» до своего авторского пособия, я обязательно сообщу об этом моим зрителям и уверена, что найду поддержку и отклики с их стороны.

Всем известно, что влоггер - это немного звезда, а это значит, что у тебя есть и благодарность, и комментарии из серии “автор, иди учи французское произношение”. Ты реагируешь на неадекватные комментарии?

Ну, со «звездой» - это ты немного загнула)). Объясню почему. У любых раскрученных каналов есть тролли и «хейтеры». На моем канале их крайне мало. Значит, до «звезд» мне еще ползти и ползти:). Честно говоря, я просто не реагирую на заявления а-ля «где запятая после слова??!». Но на справедливые и корректные замечания я откликаюсь всегда. И делаю выноски на экране, если где-то в видео кто-то находит ошибку или опечатку. За помощь и советы я всегда благодарна, ведь я такой же человек, как и все, и тоже могу ошибаться.

Если бы ты не занималась тем, чем занимаешься сейчас - что бы ты делала?

Если вернуть время назад, возможно, я б продолжила заниматься музыкой (я закончила музыкальную школу по классу фортепиано) и пошла б учить японский… Да, есть у меня такая странная мечта, пожить какое-то время в Японии. Пианисткой я уже вряд ли стану, а вот в Японию однажды съезжу обязательно!

Что ты посоветуешь начинающим влоггерам?
Я советую им запастись терпением, снимать видео регулярно, совершенствовать свои навыки и стараться извлечь максимум удовольствия и пользы от собственной работы.

Спасибо, Гаяне! Удачи и вдохновения, а мы будем ждать новых уроков у тебя на канале

Комментариев нет:

Отправить комментарий