среда, 3 сентября 2014 г.

Учить нельзя выучить


Учить нельзя выучить. Где поставим запятую? Вы пришли за тем, чтобы учить язык или чтобы его выучить? Сколько времени для этого нужно? Когда и как вы поймёте, что вы уже его выучили? А что значит выучить язык?
Мне нравится как справляются с ответом на последний вопрос международные экзамены. Там чётко определены 4 языковых компетенции: говорение, слушание, чтение, письмо. Что вам надо? Французский для деловой переписки, понимания технических заданий или "чтобы поддержать беседу" с носителем? Если вы едете во Францию, то, наверное, говорение будет для вас самым важным пунктом. Не забывайте об этом! Ведь вас спросят: Parlez-vous français? (Говорите ли Вы по-французски?), а не Lisez-vous français? (Читаете ли Вы по-французски?). Если же вас интересует письменный язык, то тут другой разговор (или его отсутствие))) Одним словом, поставьте в известность вашего преподавателя для чего вам язык. Ну и не бойтесь практики. Учиться можно всю жизнь, тут нет предела совершенству, но языком надо пользоваться! Не бойтесь перестать учить и перейти от теории к практике!

Если вы решили, что язык вам нужен, то время, потраченное на его изучение, будеть зависеть от таких факторов:

1. Мотивация. Этот пункт самый первый и самый важный. Если человеку нужен иностранный язык и он по-настоящему хочет на нём говорить, то его ничто не остановит. Если у вас есть машина, то вы поскорее запишетесь на водительские курсы и выучите правила дорожного движения в предвкушении вождения. Так же и с иностранным языком: если вы перерезжаете во Францию на ПМЖ, то у вас просто нету выбора. Хотя тут есть другой момент - мотивация видимая и мотивация реальная. Если вы хотите переезжать во Францию, то вы выучите французский быстро, а если не хотите, то будете затягивать. Иногда люди говорят, что им нужен французский для работы и тогда самое время спросить: а вам нравится ваша работа? Если ответ отрицательный, то мотивации может и не быть. Некоторым для мотивации достаточно записаться на курсы или заниматься с репетитором. Сам факт оплаты иногда принуждает напрягаться, хотя тоже - не всех. Всё это о том, что оправдания по поводу отсутствия времени, "врожденных неспособностей к языкам", возраста, собственной лени - всё это тягомотная песня об одном: "я не чувствую, что мне реально нужен иностранный язык". Так вот, если вы этого не чувствуете, то можете учить иностранный язык вечно, с перерывами или без них.

2. Время, т.е. его наличие. В зависимости от того, сколько времени в день (я подчеркиваю в день, а не в неделю!) вы готовы уделить французскому, будет зависеть приближение финиша. Заниматься надо регулярно, лучше по полчаса в день, чем два часа раз в неделю. Новые языковые конструкции требуют постоянного повторения и только так мы можем задержать их в голове. Иначе они останутся в тетради, на ксероксах или просто уйдут в забытьё. Понятно, что у кого действительно нет времени на 4-часовое штудирование, тот будет двигаться медленнее чем те, у кого только полчаса в день. Зато быстрее чем те, кто занимается два раза в неделю и делает вид:)

3. Индивидуальные способности. И тут любители говорить "у меня нету склонностей к языкам" довольно потирают руки: я же говорил! Нет, не о том речь. И не о том, что иногда путают плохую память с неспособностью к языкам. А о том, что все по-разному воспринимают информацию, иностранный язык в том числе. Кто-то пытается найти логические законы, кто-то за образы и эмоции, кто-то сравнивает с родным, а кто-то растворяется в чужом языке. У всех разное восприятие. И в зависимости от восприятия нужно подбирать методику, концентрироваться на слабых сторонах и при этом помнить: отсутствие воображаемых "способностей" не снимает с вас ответственность за низкие результаты.

4. Методика. Тут важно, чтобы она была интересна вам (см.п.3), современна и систематична. Не хвататйтесь за всё подряд, тише едешь - дальше будешь.

5. Преподаватель - да, он только на пятом месте. Если вы не согласны и считаете, что до сих пор не выучили французский, потому что вам попадались бездарные педагоги, то нам не по пути. Преподаватель важен в этом процессе, он присутствует во всех предыдущих пунктах: может добавить мотивации, помочь найти время, распознать и развить индивидуальные способности и, конечно же, подобрать методику, подходящую только вам. Преподаватель должен быть, по крайней мере, вам симпатичен. Но, несмотря на это, даже идеальный преподаватель не может научить. Он может помочь вам научиться. И это фундаментальная разница.

Я желаю вам не затягивать, начиная, и не растягивать, продолжая:) Учите французский с удовольствием!


Комментариев нет:

Отправить комментарий