понедельник, 8 сентября 2014 г.

О методиках изучения языка и таблетках от похудения



Иногда люди, желающие похудеть на -надцать килограмм приходят в аптеку за чаем для похудения или за таблетками от похудения. Всегда живо представляла себе эту картину: вот матрона усаживается за поздний обильный ужин, а напоследок себе делает ещё булочку с маслом, надо же с чем-то чай пить. Я не знаю какой у этого чая эффект, не хочу и не буду углубляться в вопрос, только все эти волшебные препараты напоминают мне некоторые методики изучения иностранного языка.
"Нетрадиционные" методики, они как нетрадиционные ориентации, подходят не всем.

Но начнём с традиционных.

  • Грамматико-переводная методика. Как учили латынь и другие мёртвые языки? Читали, переводили, выписывали, учили. Так дрессируют филологов в инъязах до сих пор, и это действительно эффективно. Сноска: для чтения, понимания написанного и письма, но не для говорения. Если не считать этого, то метод не плох. Ведь не всегда обязательно переводить Шекспира. Можно например шутку, это веселее. Вот лёгкий пример для усвоивших passé composé: 
Встречаютя два друга и один говорит: 
- Ты знаешь, я опять хочу в Париж.
- А ты что, уже был в Париже?
- Нет, уже хотел.

Или пословицы на спряжение глаголов.

Ничего плохого в том, если вы будете переводить, просто это не должно быть основным видом деятельности, а то вас обвинят в "несовременности". Эта методика по-прежнему используется на самых прогрессивных занятиях, потому что следующий метод, как выснилось, на начальных этапах тормозит изучение

  • Метод погружения в языковую средУ - никакого родного зыка на занятиях, никаких переводов, только объяснение на иностранном языке, только пантомима, только хардкор. Хороший метод, но на начальных стадиях это выглядит глупо. Я за то, чтобы сначала объяснить что к чему в произношении, в основах грамматики и т.д., а после 2-3 месяцев обучения начинать разговаривать только на иностранном языке. Часто сравнивают обучение иностранному языку с обучением говорить ребёнка. Это откровенный бред.

Давайте посмотрим на ребёнка - сколько лет он учится говорить? Пять? Семь? Добавим ещё чтение и письмо, остановимся на цифре десять. Это в случае, если вас устраивает лексический запас выпускника начальной школы. Теперь посмотрим как проходят его "занятия" языком - а ведь они проходят всё время, пока ребёнок не спит! Он без конца слушает речь других (аудирование) и пытается строить беседу с себе подобными (разговор). В школе к этому прибавляются письмо и чтение, и в языковой среде (книги, мультики) он совершенствует свои навыки. А вы готовы учить язык 10 лет? Вы "погружаетесь" в языковую средУ два раза  неделю на полтора часа и хотите такой же результат, как у ребёнка? Тогда повышайте регулярность и интенсивность занятий.
Рациональнее учиться намного быстрее, задействовав логику - для понимания грамматических законов и волю - для большей мотивации и регулярных занятий. Никто не отменял "готовые модели", но не обязательно слушать их в течении пяти лет, можно просто взять и выучить. Не обязательно встречать время от времени passé composé, и, после 3 лет аудирования, интуитивно суметь построить прошедшее время. Можно сознательно их выучить и практиковать потом в речи.

А языковая среда создаётся в наше время очень легко, просто надо немного подготовиться, чтобы не отбить желание.

  • Коммуникативная методика - это то, что у всех на устах, но никто толком не объяснит что это за методика такая. Если кратко, то преподаватель постоянно должен создавать на занятии коммуникативные ситуации - и это не только "давайте, вы официант, а я клиент", а ещё и обсуждение, дискуссия, аргументация. Желание высказаться - это то, что заставляет заговорить и его надо постоянно поддерживать. Ведь говорение - это неотъемлимая часть языка.


Есть ещё 25 кадр, который вообще выдумка, но кадры, которые на него ведутся, остаются до сих пор. Или повторение новых слов под музыку - я не против всего этого, только это всё второстепенное. Если вы плевали в потолок всё занятие, то никакая музыка в конце вас не спасёт.

На каком-то форуме я встретила такое понятие как "метод пятой точки" - супер эффективно! Вы садитесь на ту самую точку и подольше занимаетесь, и занимаетесь регулярно. Всё гениальное просто. Не отвлекайтесь от главного.
Понять, запомнить, пользоваться - ничего сверхъестественного! На более продвинутых этапах - языковая среда, постоянное bla-bla-bla и поддержка себя в форме.

Bon courage!

Комментариев нет:

Отправить комментарий